GOROD33.ru
Войти | восстановить пароль | Зарегистрироваться
ПтСбВсПнВтЧтПтСбВсПнВтЧтПтСбВсПнВтЧетвергПтСбВсПнВтЧтПтСб
123456789101112131415161718192021-06-2007222324252627282930

TOP новостей за 7 дней

Что было

На правах рекламы

9:57, Четверг, 21 Июня 2007 | Интересные места

ЛЕОНОВСКАЯ ЗООБАЗА «ГОСФИЛЬМОФОНДА»


ЛЕОНОВСКАЯ ЗООБАЗА «ГОСФИЛЬМОФОНДА» (1947)

 История создания зообазы на станции Леоново Петушинского района Владимирской области начинается с 1945 г., когда известный кинорежиссер A.M. Згуриди снимал в тех местах свои знаменитые фильмы «Голос крови», «Лесная быль», «Белый клык». После съемок остались прирученные животные. Сначала режиссер их содержал и выращивал в собственной московской квартире. Однако время шло, зверья все прибавлялось ... Надо было принимать какие-то меры. В 1947 г. по инициативе A.M. Згуриди и с помощью Госкино было решено на станции Леоново создать «Кинозверобазу». Сначала под нее выделили 5 га земли в лесу, потом площадь увеличили, так как нужны были просторные вольеры для проведения съемок. Для содержания зверей на зообазе завели огород, держали корову, коз, получали из скотобойни свежее мясо. Первых питомцев было около 10, их стали профессионально готовить для съемок. Первым дрессировщиком был начальник зообазы, фронтовик Георгий Георгиевич Шубин, позднее - Анатолий Макарович и Октябрина Ивановна Жадан. Они хорошо знали законы поведения животных, знали границы возможного, преступать которые при съемках нельзя.
С помощью четвероногих «артистов» стали снимать научно-популярные, документальные, учебные и художественные фильмы, которые не только рассказывали о красоте и богатстве Земли, воспитывали сознательное отношение ко всему живому, но и помогали совершать научные открытия. Так, например, при помощи кинокадров фильма «История одного кольца» (1948 г., реж. Б.Г. Долин) удалось впервые в мире доказать, что аисты в жаркие солнечные дни летают к ближайшему водоему, набирают полный зоб воды и устраивают для своих птенцов водные процедуры. Орнитологи были очень признательны съемочной группе. В золотой фонд кинематографии вошли фильмы: «Тропой бескорыстной любви», «Лютый», «Плач волчицы», «Под северным сиянием», «Белый клык», «Черная гора» и многие другие.
Порой расцвета зообазы студии «Центрнаучфильм» были 1980-е годы, когда здесь за год обслуживали до 20 кинокартин. Она стала самоокупаемой. Услугами зообазы пользовались кинематографисты всех студий нашей страны, а также зарубежные компании. С животными выезжали в экспедиции во все концы Советского Союза. Ряд лент, снятых с участием леоновских «кинозвезд», был отмечен призами международных кинофестивалей.
Нужность и популярность зообазы была столь велика, что министр железнодорожного транспорта по просьбе киношников сделал прямо против нее платформу Леоново, где и поныне делают остановку электрички, идущие в Петушки и Владимир.
В 1990-е годы ситуация резко изменилась, зообаза испытывала те же трудности, что и кинематограф. Почти прекратилось финансирование, сократился штат сотрудников. Зообаза была на грани закрытия. Спас положение все тот же A.M. Згуриди. Он обратился с письмом в Госкино с просьбой не закрывать зообазу. Возраст (95 лет) и заслуженная слава режиссера возымели действие. И с 1998 г. зообаза стала структурным подразделением «Госфильмофонда». Подобных заведений в мире очень мало. Например, в Великобритании и Венгрии от зообаз отказались как от нерентабельных.
Среди питомцев зообазы в разное время были медведи, волки, лоси, маралы, рыси, барсуки, орлы, вороны и многие другие животные и птицы. Они попадают на зообазу случайно, так как средства на закупку животных в смету картин не закладываются. Но звери по-прежнему живут, размножаются и требуют соответствующего ухода. И по-прежнему зообаза становится приютом для попавших в беду животных, которых доставляют лесники и местные жители. Аграрные предприятия района по доступным ценам поставляют сельскохозяйственную продукцию. Ведь одного только мяса на прокорм зверей требуется до 40 кг в день.
День за днем «фабрика грез» животных живет по правилам кинематографа: тренировки для поддержания постоянной готовности к выходу на съемки и ожидание...
Наиболее востребованными артистами являются волки и рыси. Среди питомцев есть и «народные», и «заслуженные». Так, волк Карнаухий из фильма «Сероманец» не боялся кинокамеры, любой местности, снимался без подмены, за что получил звание «народного».
Ни один вуз, колледж не готовит дрессировщиков. Это мастерство передается от человека к человеку. Специальной дрессировки зверей в период, свободный от съемок, не проводится - они начинаются тогда, когда становится известен сценарий будущего фильма, в котором предполагаются съемки того или иного животного. Но контакт со зверями дрессировщик поддерживает постоянно. Более 20 лет зообазой руководит Т.Ю. Яркина, освоившая науку «очеловечивания» диких зверей.
За более чем полувековую историю звери-артисты снялись в 1321 фильме. Сегодня с участием четвероногих и двуногих артистов в отечественном кинематографе снимаются единицы фильмов. В боевиках и компьютерных фэнтези нет места живым зверям. И лишь телевидение время от времени проявляет к зообазе интерес. Ведь именно здесь можно найти подсказку для решения проблем, взволновавших в последнее время лучшие умы планеты: взаимоотношения человека и окружающего его мира.

9:57, Четверг, 21 Июня 2007

Версия для печати

Просмотров статьи: 5895